Тема зимнего вождения никогда не утратит своей актуальности для жителей стран с резко континентальным климатом. А значит наша подборка советов будет полезна всем владельцам автомобилей в Кыргызстане. Итак, на что же стоит обратить внимание по нынешней погоде?
- Вовремя меняйте резину
Отличие зимних шин от летних моделей кроется не только в рисунке и глубине протектора, но, главное, в свойствах самой резины. Качественные зимние шины способны сохранять эластичность при низкой отрицательной температуре. Считается, что зимняя резина должна соответствовать формуле «4х4х4»: не старше 4 лет, 4 одинаковые покрышки на всех колесах с идентичным рисунком, глубина протектора не менее 4 миллиметров. Подробнее о зимней резине читайте в нашей статье "Зимняя резина: как выбрать, что купить".
- Очищайте крышу от снега
Если ваша машина «ночует» на улице, не поленитесь после снегопада очистить её от снега полностью, не ограничивайтесь стеклами и фарами. Конечно, небольшой снежный слой с крыши легко сдует встречным ветром, но если вашу машину венчает настоящий сугроб, он может стать причиной аварии. Крыша автомобиля будет постепенно нагреваться, нижний слой снега потихоньку подтает, и во время торможения этот сугроб может внезапно съехать на лобовое стекло, полностью закрыв вам обзор.
- Садитесь правильно
Существует неписанное правило: при правильной посадке ваша вытянутая рука должна касаться запястьем верхней части обода руля. Не предплечьем, не кончиком пальца, а именно запястьем. Ноги не должны быть сильно согнуты в коленном суставе, правая ступня опирается на пятку, чтобы можно было быстро перенести ее с газа на тормоз. У правильно сидящего водителя вестибулярный аппарат работает лучше, в то время как неправильная посадка, скажем, полулежа с вытянутыми руками или, наоборот, с руками, сильно согнутыми в локтях и прижимающими руль к груди, ухудшает обзор, координацию движений и ориентацию в пространстве.
- Не кутайтесь и не перегревайтесь
Даже в самый лютый холод не стоит устанавливать печку на максимальный обогрев в течение всей поездки. Представьте: вы набегались, замерзли, устали, сели в машину, включили обогрев на полную мощность и – расслабились больше, чем нужно. Доказано, что тепло, на контрасте с холодом, может замедлять скорость реакций, способствовать быстрой утомляемости, снижать работоспособность. Кстати, если вы отправляетесь в продолжительную поездку, громоздкую верхнюю одежду лучше и вовсе снять. Как и теплый головной убор, который зачастую снижает видимость и слышимость.
- Не отвлекайтесь на телефон
Пользоваться телефоном во время вождения опасно в принципе, а зимой, при ухудшенной видимости и возросшей вероятности аварийных ситуаций, это просто преступление. Против себя самого, в первую очередь! Хотите быстро и четко среагировать – держите руль обеими руками, и лучше всего в положении «без пятнадцати три».
- Не делайте резких движений
Это правило касается как поворота руля, так и нажатия на педали. Крутите баранку мягко, плавно, при этом – на минимально возможный угол, выбирая пологую траекторию. Также аккуратно обращайтесь с педалью газа, чтобы не вызвать занос резким нажатием.
- Держите дистанцию с запасом
В гололед лучше увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Когда в вашем распоряжении есть запас расстояния, вы всегда сможете объехать возникнувшее препятствие или затормозить, если, например, увидите, что машину впереди вас крутит или кидает.
- «Правило скорости» от профи контраварийного вождения
Инструкторы по контраварийной подготовке советуют руководствоваться европейским правилом, согласно которому скорость в снегопад должна быть не выше, чем видимость в метрах. То есть если максимальная видимость 50 метров, то лучше не превышать 50 км/ч, если она снизилась до 30 метров, то и скорость следует ограничить соответственно. «Если под колесами снежная каша или лед, вы можете пройти поворот на скорости 30 км/ч, но уже на скорости 33 км/ч машина поедет прямо и сделать ничего нельзя», – рассказывает автогонщик и инструктор по контраварийной подготовке Михаил Горбачев. По его словам, полный привод провоцирует водителей ехать быстрее, при этом тормозит машина так же, как и моноприводные.
- Не бойтесь скольжения
С началом зимы потренируйтесь в управлении автомобилем на льду. Попробуйте научиться действовать рулем и газом, чувствовать машину и ловить её в скольжении. Подобную тренировку можно осуществить как в автошколе, так и самостоятельно. Но! Делайте это только на специальной огороженной площадке, покрытой снегом или ледяной коркой. «Даже плавное снижение скорости может вызывать снос или занос. Нужно тренироваться, чтобы внезапная потеря управляемости не была шоком, к этому надо привыкнуть, понять, как развивается скольжение», - советует Горбачев.